Как приучить ребенка к садику в 3 года: советы родителям

image

Задавшись вопросом, как приучить ребенка к садику в 3 года, мы обратились за советом психолога Татьяны, работающей детским психологом в одном из детских садов Москвы.

Она объяснила нам, как ребенок постепенно привыкает к распорядку дня в яслях или детском саду и начинает оставаться один без родных, и как родители смогут помочь ему в этом.

Почему малыш отказывается посещать садик?

Плач малыша, когда он идет в ДОУ, имеет под собой ряд серьезных причин. Перечислим их:

  • Малыш боится смены окружающей обстановки и режима. Когда малышу еще нет трех лет, ему крайне необходимо внимательное отношение мамы. Кроха из привычной для него домашней среды, где любимая мама всегда рядом, попадает в чужой мир, где все абсолютно люди для него незнакомы, пусть даже они относятся к нему положительно. Малютке приходится принимать правила распорядка дня, которые могут отличаться от тех, что у него были дома. Также важно учитывать необходимость дисциплины, которая была не так категорична у мамы. Нарушение личного пространства и режима дня провоцирует появление истерик.
  • Негативный опыт первого посещения детского садика. Часто именно этот отрицательный опыт дает категорический отказ ребенка от дальнейшего посещения ДОУ.
  • Ребенок психически не готов к детскому саду. Решить эту причину бывает сложнее всего. Истоки ее могут крыться в особенностях развития каждого малыша. Порой первоисточник этой проблемы – нехватка эмоционального общения с мамой.
  • Малыш не обладает навыками самообслуживания. Это может стать причиной сложностей пребывания малыша в дошкольном учреждении.
  • Переизбыток впечатлений. Эмоций, переполняющих кроху в садике, бывает столь много, что малыш может просто устать и переутомиться. В связи с этим появляются неожиданные капризы, слезы, нервы.
  • Негативное отношение к ребенку персонала. Это не всегда имеет место, но исключать такое условие не стоит.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как подготовить ребенка к детскому саду?

Что делать, чтобы малыш всегда хорошо кушал?

Дети не могут есть хорошо всегда. Ребенок может плохо себя чувствовать, устать, наесться маленькой порцией, так как весь день рисовал и не потратил много энергии. Чтобы у малыша был хороший аппетит и стремление есть здоровую пищу, нужно:

  1. обеспечить ему физическую активность – прогулки, подвижные игры, поход в бассейн;
  2. не кормить сладостями, выпечкой и фаст-фудом, чтобы не сформировать устойчивую любовь к вредной еде;
  3. готовить дома полезную пищу и есть ее всей семьей;
  4. давать больше свежих фруктов, соков – они стимулируют здоровый аппетит.

Не настаивать, если ребенок отказывается ужинать или завтракать. Здоровый карапуз обязательно проголодается и поест, если у него не будет под рукой сладостей и булочек.

Приучение к саду

Ответим на вопрос, как приучить ребенка к садику. Благодаря простым приемам можно достичь снижения уровня напряжения и волнения, создать благотворную среду внутри детской личности для принятия новых условий жизни. Приучить малыша к садику можно только постепенно. Готовьтесь сами морально и готовьте малыша к тому дню, когда вы впервые поведете его в дошкольное учреждение. Создайте дома режим дня аналогичный тому, что будет у малютки в садике (прогулка, кормление, сон).

Приучать карапуза нужно также через объяснение, чем занимаются дети в детском саду и какую роль играют воспитатели. Часто детки не понимают, почему мамы отдают их чужим тетям. Следует объяснить, как сообщать воспитателю о своих потребностях и как правильно его называть, тогда приспособление к новой жизни пойдет проще.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: в каком возрасте лучше отдавать ребенка в детский сад по мнению Комаровского?

Проведите несколько прогулок по территории ДОУ. Показывайте крохе, как красиво и интересно кругом. Сделайте акцент на том, что совсем скоро сын или дочь получат возможность гулять здесь вместе с другими детками под присмотром воспитателя.

Для первых дней адаптации ограничьте время пребывания в учреждении двумя часами. Временной интервал увеличивайте постепенно. Спустя 2-3 недели (это промежуток может быть короче или длиннее в зависимости от самого ребенка) при желании карапуза можно оставить его в саду на весь день.

ИНТЕРЕСНО: как быстро научить ребенка самостоятельно одеваться в 3 года?

Создание благоприятного впечатления

Когда вы забираете кроху из детского сада, обязательно поинтересуйтесь, как ему понравилось в саду и чем они занимались в течение дня. Непременно сделайте акцент на положительных моментах, ведь порой именно от позитивных реплик со стороны родителей зависит построение положительного отношения к учреждению у самого ребенка.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: режим дня ребенка в детском саду

Укладываться на ночь начинайте пораньше, чтобы иметь возможность поговорить с дочкой или сыном перед сном, побеседовать о садике. Накануне вечером перед походом в ДОУ можно обсудить, какую игрушку малыш возьмет завтра с собой и выбрать совместно одежду для будущего дня.

Режим дня, принятый в учреждении, следует сохранять и в выходные дни. Повторяйте все, что дети обычно делают в садике и то, что малыш уже научился делать там.

Условьтесь, каким будет ваше прощание и встреча. Прорепетируйте несколько раз эти сцены. Такие действия крайне необходимы вашему малышу, особенно если он боится расставания с вами. Соблюдайте эти ритуалы и в дальнейшем.

Посещение садика – начало жизни, лишенной физического контакта с родителями, хотя и временно. Дети все равно нуждаются в мамином тепле и любви, поэтому чаще берите их на ручки, почаще обнимайте и старайтесь проявлять максимум заботы. Не забывайте, что дома ребенок должен восполнить недостаток вашего внимания.

Нужно ли отдавать малыша в ясли?

Чтобы приучить совсем маленького ребенка, необходимо понимание ситуации со стороны взрослого, а также немалая доля терпения. С наиболее благоприятным настроем отведите малыша в садик, но первое время не покидайте его. Важно, чтобы воспитатель был вежлив и обходителен, в противном случае придется выбрать другой садик. У малыша происходит адаптация: он видит незнакомых людей он постепенно привыкает к обстановке: крохе интересно все новое и неизведанное. Спустя 2 часа мама приходит за ним. Таким образом, у ребенка остался интерес к происходящему, возможно, ему не захочется уходить.

Если вы собираетесь отдать малыша в ясли, нужно вести себя очень аккуратно. Некоторые дети могут категорически не принять новую обстановку, что приведет к стрессу. Малыш один раз побывал в яслях без мамы, и ему это не принесло значительных трудностей, однако, затем он понимает, что такое повторяется довольно часто, и начинает испытывать тревогу, он чувствует незащищенность и одиночество. Родителям важно помнить, что нервное напряжение в детском возрасте может вызывать заболевания различного характера. Если кроха все время плачет, не отдавайте его в ясли, ведь совсем скоро придет пора для детского сада. К тому времени он окрепнет психологически и у него появится желание познавать мир.

Ошибки родителей

Трудности нередко встречают родителей на пути освоения нового места пребывания их ребенком. Приведем примеры распространенных ошибок и рассмотрим способы их предотвращения.

Одна из самых частых ошибок – родители оказываются не готовыми к отрицательной реакции на детский сад. Они не знают, как реагировать на слезы и капризы, когда ребенок не хочет идти в детский сад, ведь дома малыш вполне адекватно воспринимал предложение идти туда. Нужно учитывать, что кроха сталкивается с таким опытом впервые, то есть он не может заранее предугадать всю картину. Адаптация со слезами – явление распространенное и абсолютно нормальное. Слезы пройдут так же внезапно, как и появились, стоит лишь родителям проявить терпение.

Часто родители ошибочно начинают ругать или даже наказывать детей за слезы. Так ситуацию не решить. Взрослые должны проявить терпение и такт. Важно помочь крохе приспособиться к новому месту пребывания. На помощь в этом непростом деле обязаны прийти воспитатели.

Отложить все дела

Мама должна на адаптационный период абстрагироваться от любых других важных дел, в том числе и от выхода на работу, чтобы полностью заняться малышом. Время привыкания может составить 2-3 месяца. Также родители сами не должны нервничать и выражать свою обеспокоенность внешне. Сейчас не время для самобичевания по поводу того, хороший вы или плохой родитель, самое главное для вас – быть спокойным и уравновешенным. Малыши очень легко перенимают настрой взрослых, а ведь им предстоит преодолеть важный рубеж и научиться жить в большом коллективе. Не говорите папе или другому члену семьи о том, что сын или дочь плакали, если малютка в этот момент находится рядом. Не стоит акцентировать внимание на вашей тревоге, ведь дети, хоть их порой и считают еще слишком маленькими, все очень хорошо понимают, а еще лучше – чувствуют. Все это будет усиливать детское беспокойство.

Распространена ошибка, когда мамы начинают проявлять к ребенку в это время меньше внимания. Груз ответственности спал с их плеч, они облегченно вздыхают – и совершенно напрасно, потому что именно сейчас нужно максимально много времени проводить с крохой, чтобы показать, что вы любите его так же как раньше и даже больше. Услышав, как малыш с радостью делится с вами переживаниями прошедшего дня и рассказывает об играх и занятиях, можете быть спокойны – ваш карапуз одолел науку адаптации к детскому саду.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: адаптация к детскому саду у детей: видео с советами Комаровского

Продолжительность периода приспосабливания у каждого ребенка будет индивидуальной. Адаптация – это проверка и для взрослых – на то, как они сами настроены на помощь своему чаду и готовы к поддержке в тяжелых ситуациях.

Ребенок не умеет дружить с детьми

Ваш ребенок такой активный и жизнерадостный дома, все ему хочется узнать, всем интересуется. Но стоит переступить порог детского сада, зажимается и становится скучным и угрюмым. Воспитатели говорят, что он такой хороший, послушный, не бегает, не дерется, но и не проявляет инициативы. Сядет в уголке и тихо играет с игрушкой, принесённой из дома. Но как же так? Вы же знаете, что он не такой!

Большинство детей в трех-четырехлетнем возрасте в силу своего характера и темперамента еще не умеют находить общий контакт со сверстниками, при попадании в коллектив они уходят в себя и замыкаются. Новые знакомства и впечатления не приносят малышу радости, только новые разочарования

Тихий и послушный ребенок – это не всегда хорошо. Таким образом у детей выражается стресс, связанный со значительными переменами в жизни. Данное обстоятельство нельзя оставлять без внимания.

Как помочь малышу

До посещения детского сада ребенка окружали родные и близкие люди, помогали ему, поддерживали, уделяли внимание. Он был постоянно окружен заботой и вниманием. Придя в группу, малыш оказался в новой обстановке с незнакомыми взрослыми и детьми. Даже взрослому человеку трудно наладить контакт с новыми людьми, что уж говорить о ребенке.

Забирая кроху из садика, не торопитесь уходить домой. Прогуляйтесь по площадке, может быть, там он встретит детей из своей группы и сможет поближе познакомиться. Возможно, что вам окажется по пути, и по дороге домой малыши еще больше сблизятся.

Поговорите с ребенком и поинтересуйтесь, кто из детей в группе ему больше нравится. Устройте в выходные чаепитие и пригласите домой этих малышей. Сходите вместе на прогулку. Во многих детских садах педагоги рекомендуют перед поступлением походить несколько дней на площадку детского сада. Делать это нужно во время прогулки, чтобы ребенок мог присмотреться и познакомиться с детьми из той группы, куда он будет ходить.

Находясь в окружении других детей, обратите внимание на то, как себя ведет ваш ребенок. Пытается ли он познакомиться со сверстниками, заговорить с ними, поиграть, либо уединяется, замыкается в себе, конфликтует.

Учите ребенка здороваться, быть вежливым и культурным, предлагать детям свои игрушки, просить разрешения играть с ними, правильно реагировать на отказ, находя компромиссный вариант. Дайте ребенку конфет и предложите угостить других детей.

Старайтесь больше времени проводить на детских площадках, парках, аттракционах. Узнавайте у малыша имена детей, спрашивайте, кто из группы ему нравится, с кем он может найти общий язык, а с кем пока не получается. Чувствуя поддержку мамы, ее любовь и заботу, ребенок будет более уверенным и пребывание в новом коллективе станет намного комфортнее.

Достаточно помочь ребенку найти нескольких друзей, и ситуация поправится в лучшую сторону.

Решение уже имеющихся проблем

Представим ситуацию, что ребенок не хочет идти в садик при условии, что он уже продолжительное время его посещает и все чаще выражает беспокойство в тот момент, когда мама говорит, что пора собираться в группу. Скорее всего причина здесь в том, что у малыша 4-5 лет проблемы во взаимоотношениях со сверстниками или с воспитателями. Возможно, карапуз плохо воспринял приход нового воспитателя или имеется неразрешенный конфликт между одногруппниками.

ИНТЕРЕСНО: что делать, если ребенок не ест в садике?

Причиной может быть простое недосыпание. Стоит родителям ввести новый подходящий распорядок дня, как проблема решится сама собой. Малыш будет полностью восстанавливаться за ночь и вставать самостоятельно с удовольствием.

Как родители могут помочь ребенку адаптироваться в саду

Конечно же, очень многое зависит от родителей.

Именно родители могут помочь крохе подготовиться к новому этапу в жизни. Делать это нужно плавно и аккуратно.

Для начала, нужно ещё дома соблюдать следующие рекомендации.

  1. Если кроха умеет разговаривать или хотя бы воспринимает речь, начинайте за несколько недель на похода в садик рассказывать ему о том, что это такое и как там весело.
  2. Не стоит сразу оставлять малыша на целый день. Первый день проведите в садике с ним час, затем оставьте на час 1. Каждые 2 дня увеличивайте продолжительность времени, и спустя полторы недели можете оставить малыша на сон.
  3. Обязательно объясняйте своему малышу, что родители его не бросают, а просто придут чуть попозже, таким образом, давая ему поиграть с детьми.
  4. Также, первое время старайтесь приходить пораньше, чтобы малыш не видел, как забирают других детей.
  5. Полезно рассказать крохе о том, что это воспитатель, он хороший его нужно слушаться. А если возникают проблемы, то с ними нужно обращаться именно к воспитателю.
  6. Родители должны поддерживать своего маленького, приободрить, говорить какой он молодец. Ребёнок на эмоциональном уровне чувствует, как относятся к ситуации родителей.
  7. Приучать ребенка есть в группе. Для этого, сначала покормите его сами, затем наблюдайте как он это делает. А потом уже можно доверить малышу самостоятельно завтракать и обедать в садике.
  8. После прошедших выходных дети очень капризничают и не хотят разлучаться с родителями и идти в садик. Поэтому, в понедельник рекомендуется родителям не оставлять малыша на целый день, а ограничиться несколькими часами.
  9. Придумайте свой ритуал прощания. Обязательно целуйте и обнимайте ребенка прежде, чем уйти. Малыш должен чувствовать родительскую любовь, и довольным и счастливым идти играть с детьми.

Как исправить ситуацию?

Выяснение причин

Как поступать родителям, если кроха выражает свое недовольство и протест по поводу хождения в детское учреждение? Разберем самые оптимальные способы решения с точки зрения доктора Комаровского:

  1. Разговор с ребенком. Каждый раз, забирая сына или дочь из сада, интересуйтесь, как они провели день. Возможно, из разговора вы узнаете, что воспитатель грубо обращался с малюткой или кто-то из деток его обидел. Причина того, почему кроха плачет и не хочет ходить в ДОУ, в 80% случаев раскрывается именно в этом формате.
  2. Разговор с воспитателем. Необходимо соблюдать правила общения: быть вежливым, спокойным, не высказывать претензий и не повышать голоса. Такой подход гарантирует вам получение правдивого отзыва от человека, под контролем которого ваш малыш находится целый день. Выслушав его мнение, вы сможете сделать выводы, как педагог влияет на вашего ребенка.
  3. Разговор с родителями. Частые и групповые истерики у большинства детей по утрам требуют сбора родительского собрания, чтобы выявить причины такого поведения.
  4. Предложите малышу нарисовать свой детский сад. Увидев радость и живые эмоции на рисунке, будьте уверены, что проблема где-то еще – скорее всего в семье. Преобладание темных тонов, слезы, ругань на картинке – повод обратиться к психологу или показать этот рисунок воспитателю группы.
  5. Обратиться к воспитателю с просьбой показать результаты трудов своего чада в стенах ДОУ. Увидев, что по сравнению с другими детками ваш кроха отстает в рисовании, лепке или аппликации, следует позаниматься с ним дополнительно дома. Тогда ребенок перестанет чувствовать свою ущербность по сравнению со сверстниками.

Устранение причин

  1. Видя проблему в сложности общения вашего ребенка с другими детками, чаще бывайте на площадках, помогайте ему налаживать контакт с малышами. Нужно помочь ему преодолеть свою замкнутость и научить общаться и жить в социуме.
  2. Не идите на поводу у его капризов и прекратите чрезмерно его баловать.
  3. Режимы дома и в садике должны быть максимально похожими, особенно это касается времени обеда и тихого часа.
  4. Прививайте ребенку навыки общения со взрослыми, чтобы уже с юного возраста он понимал необходимость послушания взрослым и осознавал важность субординации.
  5. Выяснив, что причиной слез и истерик у ребенка является некомпетентный педагог, и это подтверждает большинство родителей в группе, следует обратиться к руководству ДОУ для назначения нового воспитателя (подробнее в статье: что делать, если у ребенка 3-х лет истерика?).
  6. Присутствующий конфликт между вашим ребенком и воспитателем необходимо разрешить с последним. Отсутствие положительного решения приведет к тому, что сад придется поменять.
  7. При возможности проведите хотя бы один день в группе. Разумеется, всю картину вы вряд ли увидите, потому что воспитатель при вас может вести себя по-иному, но все же вам будет проще понять, чем именно вызвана тревога вашего чада.

Устранение нарушений

  1. Мешающие нормальному общению и проведению занятий дефекты речи следует устранить. Для этого нужно обратиться к логопеду.
  2. Имеющиеся серьезные патологии (ДЦП, олигофрения, аутизм, синдром Дауна, нарушения слуха, зрения и т.д.) требуют перевода ребенка в специализированный детский сад. Не настаивайте на пребывании вашего ребенка в обычном саду. Специализированное учреждение больше подходит для работы с детьми такого плана.
  3. Причиной отказа от посещения детского сада может быть сильная чувствительность и эмоциональность ребенка. Крохе тяжело в саду, ему там некомфортно, он хочет более спокойного места и более дружеской обстановки. Попробуйте обратиться за советом к психологу. Опытный специалист подскажет, как вести себя в такой ситуации. Старайтесь давать малышу поменьше поводов для стрессов, а вечерами включайте почаще классическую музыку.

Почему ребёнку нужно ходить в детский сад

Специалисты уверены, что для полноценного развития, формирования характера и вливания в социальную среду детям лучше расти в коллективе, чем постоянно находиться дома с мамой, бабушкой или няней.

Психологи настаивают, что оптимальным вариантом адаптации малыша в обществе является детский сад.

В группе ребёнок не только учится общаться с другими детьми, но и привыкает к самостоятельности

Посещение детского сада имеет свои положительные стороны:

  • ребёнок учится взаимодействовать с другими людьми. И речь идёт не только о детях, но и о взрослых, ведь малыш знакомится с несколькими воспитателями, музыкальным руководителем, психологом и другими сотрудниками сада;
  • психологи и педагоги обращают внимание, что в группе дети начинают быстрее развиваться. Секрет этого прост: ребёнок, который дома не хотел выполнять задания, наблюдает за сверстниками, и хочет быть первым, лучшим, так же стремиться научиться определённым навыкам. В нём просыпается инстинкт лидерства и соперничества;
  • приучение к дисциплине: очень важный момент для взрослеющего малыша. Сегодня многие родители поощряют вольное воспитание, когда ребёнку можно все. Но таким детям становится очень трудно в школе, где уже нет игр, но нужно выполнять задания учителя. Именно в саду дети привыкают к дисциплине в игровой форме, а к старшему дошкольному возрасту уже осознают, что можно делать, а что нет;
  • организация режима дня: медики всего мира настаивают, что приучение ребёнка к определённому распорядку положительно влияет на его развитие. Если кроха до двух — трёх лет не знал, что такое режим, в саду за несколько месяцев организм привыкнет к новым правилам. А после выпуска из дошкольного учреждения у ребёнка не будет проблем в школе, ведь там тоже все по времени и расписанию;
  • проявляет самостоятельность и характер: когда мамы нет рядом постоянно, малыш начинает сам анализировать многие ситуации и принимать решения, за которые только он несёт ответственность.

Очень часто именно в саду у ребёнка проявляется хороший аппетит, а родители не могту нарадоваться, ведь раньше их малыша нельзя было заставить нормально поесть

Надо ли отдавать ребёнка в садик — видео

Полезные советы

  1. Не стремитесь поменять сад, если ребенок не против его посещать и хочет ходить в данное учреждение.
  2. Не кричите и не ругайтесь на ребенка, если он отказывается идти в садик. Ведите себя спокойно и сдержанно, без раздражения и гнева – так вы поможете ребенку перенять ваше положительное настроение.
  3. Ссоры и конфликты между взрослыми должны быть вне поля зрения ребенка. Развод родителей не должен коснуться малыша никоим образом.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если ребенок плачет в детском садике?

Для выяснения причин, почему ребенок отказывается посещать сад, требуется комплексный анализ. Здесь важно все: и как он воспринимает сад в целом, и отношение к нему сверстников, и мнение воспитателя. Учитывайте, что не всегда причина кроется во внешних раздражителях, порой виной всему негативная домашняя обстановка. Родителям сложно быть объективными в решении данного вопроса. Самый лучший способ разобраться – обратиться к психологу. Такой вариант предполагает выявление корня проблемы и принятия решения по ее устранению.

Loading…

Поделитесь с друьями!

Подготовка

Если вы учли все рекомендации, можно приступать к подготовке к садику.

Конечно же, для детей в возрасте 2 и 3 лет существуют различия по возможности подготовки к жизни в садике

Итак, что нужно предпринять родителям двухгодовалых малышей?

  1. За месяц до похода в садик маленького необходимо отлучить от грудного вскармливания, или же отучить от соски. Это слишком большая нагрузка на нервную систему, если грудь или соску отберут прямо у входа в сад.
  2. Постарайтесь переучить малыша пить из поильника или бутылочки. Купите ему красивые стаканы постепенно учите пить воду или другие жидкости таким образом.
  3. Приучайте кроху к горшку. Даже если первое время будут промахи, запаситесь подгузниками и большим количеством чистой одежды.
  4. Постарайтесь продемонстрировать малышу, как нужно одеваться самостоятельно. Как снимать штаны и, обувать обувь, надевать кофту.
  5. Научить ребенка общаться с другими детьми. Говорите о том, как общаться с детьми можно, как делать нельзя, например кидать песок в лицо.
  6. Приучать малыша к порядку. Учить его убирать за собой игрушки и сложить вещи обратно, откуда взял.

К детям в возрасте 3 лет предъявляются несколько иные требования.

  1. Ребенок в этом возрасте уже должен самостоятельно кушать ложкой. Если малыш по какой-то причине не умеет самостоятельно есть ли пить, необходимо срочно работать над этим.
  2. Малютка должен уметь самостоятельно раздеваться и одеваться. Также, это касается и обуви.
  3. Ребёнок должен быть уже отучен от памперса и ходить туалет сам. В младших группах устанавливаются уже не горшки, а маленькие унитазы, которыми ребенок должен уметь пользоваться.
  4. Часто разговаривать с ребенком о том, что происходит в детском садике, что ему нравится или напротив, не нравится. Малютка должен чувствовать заинтересованность родителей в своей жизни.
  5. Ну и наконец, не стоит забывать о том, что всё время ребенка нужно учить взаимодействовать с другими детьми, А также приучать к порядку.

Как быть, если малышу не нравится детсадовская пища?

Ребенку может категорически не нравиться еда в саду по нескольким причинам:

  • он не привык к стандартной еде – кашам, супам, запеканкам – так как дома его кормили макаронами, булочками и омлетом;
  • еда в саду выглядит неаппетитно;
  • готовят действительно плохо (это редкость).

Приучать к нормальной пище, если в планах есть посещение ребенком ДДУ, нужно с первых месяцев начала прикорма. Если этого не произошло – стараться готовить дома те же блюда, что и в саду.

Ссылка на основную публикацию
Похожее