В возрасте трех лет маленький человечек начинает понимать, что он отдельная от родителей единица, и старается всеми способами показать этому миру свою значимость. Кризис 3 лет у ребенка – это сложный для родителей и самого малыша период. Длиться он может от нескольких месяцев до нескольких лет. В это время ребенок заметно меняется – становится упрямым, своенравным и старается всеми своими действиями доказать, что правда всегда на его стороне.
Симптомы кризиса у детей
- Ребенок отдаляется от взрослых. Происходит противостояние взрослым – малыш хочет все делать самостоятельно, любая ваша помощь будет воспринята в штыки.
- Вам приходится смириться с желанием отстаивать свое «я», теперь ваше чадо чувствует себя взрослым.
- В речи малыша в 3 года можно услышать формулировки такого типа: “я хочу”, “я сам”.
- Ребенок становится ревнивым и жадным, усугубляется это при появлении на свет второго малыша.
- Упрямство проявляется в каждой детали – будь то желание подольше гулять, купить игрушку или не есть кашу.
- Вредность – еще одна черта, если вы попросите ребенка о чем-либо, он сделает все наоборот, причем не потому, что так хочет, а лишь из желания напроказничать.
- Появляется необоснованная агрессия, иногда доходит до брани в адрес взрослых, надрывного плача, детских воплей, укусов и истерик, в такой ситуации потакать капризам, ссылаясь на кризис трех лет, не стоит, вы рискуете вырастить неуправляемого человека (рекомендуем прочитать: как проявляется агрессия у ребенка 4-х лет?).
- Малышу требуется много внимания – даже оставив его на минутку, вы столкнетесь с агрессией в свой адрес – вас могут обвинить чуть ли не в предательстве.
- Во время кризиса 3 лет ребенку хочется быть лучшим во всем, чувствуя родительскую поддержку – за достижения нужно хвалить, чтобы вызвать чувство гордости.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: распорядок дня ребенка в 3 года: таблица с режимом сна и питания
Характерные проявления
Давайте рассмотрим, какие признаки могут указывать на то, что у ребенка наступил кризис трех лет. Остановимся на семи основных.
- Негативное отношение, направленное на родителей. Ребенку не нравится, когда они его о чем-то просят. Он отказывается выполнять поручения, наблюдается непослушание. Негативизм временный, направлен на конкретную просьбу со стороны родителей.
- Упрямое поведение. Напрямую связано с настойчивостью. Упрямство проявляется манипуляциями, настойчивость — постановкой целей и их достижением. Из-за упрямства малыш настаивает на своих желаниях, даже если они не совпадают с его потребностями.
- Строптивость. Направлена на всех взрослых, которые контактируют с малышом. Если в семье наблюдается непоследовательность в воспитании, то данное проявление еще больше усугубляется. Малыш наотрез отказывается выполнять любую просьбу, если она идет от взрослого человека.
- Бунтарство. Демонстрируется, если на карапуза оказывается излишнее давление со стороны взрослых. Особо остро данный признак проявляется в семье, где преобладает авторитарная модель воспитания, желание и мнение малыша не учитываются. Бунтарское поведение со временем перерастает в агрессию, которая направлена и на самого карапуза и на окружающих. Самоагрессия негативно сказывается на физическом и психологическом здоровье крохи.
- Деспотизм. Может проявляться отказом от еды, приступами истерики, разбрасыванием игрушек. Такими действиями малыш пытается подчинить родителей своим желаниям, вымогая выполнения его требований. Нередко данный симптом перерастает в черту характера. Многие родители совершают неправильные действия, пытаясь избежать вспышки истерики, удовлетворяют требования крохи, тем самым вредят ему.
- Своеволие. От ребенка можно услышать часто повторяющееся «я сам». Причем далеко не во всех случаях это действительно ему под силу. Родители не должны полностью подавлять такое стремление, так как оно является истоком самостоятельности, так малыш стремится к новым знаниям. Правильным действием будет выход из ситуации при помощи компромисса. Нужно разрешать малышу выполнять действия, которые безопасны для его здоровья. При этом нужно уметь выстраивать четкие рамки, ограничивающие его от действий, недопустимых для трехлетки.
- Обесценивание. Данное проявление направляется, как на людей, так и на вещи. Кризис трех лет сопровождается небрежным отношением к одежде, умышленной порчей игрушек, ребенок может рвать книги, становится агрессивным. Причем агрессия больше будет направлена на тех людей, которые раньше являлись для него авторитетом.
Бывают ситуации, когда проявления кризисного периода выходят из-под контроля взрослых. Родители ощущают свое бессилие. Они полностью подчиняются требованиям ребенка или, наоборот, со всей силы подавляют его потребности, жестко контролируют. Если вы сталкиваетесь с подобными проявлениями, не бойтесь пойти за советом или помощью к детскому психологу или к тому, который специализируется на проблемах в семье.
Причины кризиса в 3 года
Причины кризиса обусловлены взрослением маленького человечка. Если раньше он чувствовал себя беззащитным существом, то теперь во внутреннем мире произошли существенные перемены: кажется, будто он уже взрослый, недовольный жизнью человек. Родители в это время ведут себя как-то странно: пытаются опекать, что вызывает агрессию.
Острая форма кризиса обусловлена неправильным семейным воспитанием, если мама и папа лишали малыша самостоятельности, не позволяли принимать решения, постоянно опекали. Нередко молодым родителям свойственна несогласованность поведения: папа разрешает, а мама запрещает игрушки. Все это приведет к кризису 3 лет.
Как справиться с ситуацией?
Во-первых, не стоит акцентировать внимание на плохом поведении ребенка и насильно перевоспитывать его, но и пускать все на самотек тоже нельзя. Самым мудрым решением в данном случае послужит решение переключать внимание ребенка на игру, общаться с ним на интересные темы. Если малыш достиг истерики, то сделать подобное – нереально, лучше переждать, пока он успокоится. Сохраняйте нейтралитет и твердость, убедительно скажите чаду, что вы с ним поговорите, когда он остынет.
Поведение в кризис 3 лет у ребенка во многом зависит от отношения взрослых к сложившейся ситуации. Исходя из этого, родителям следует всегда оставаться спокойными, какой бы выдержки это не требовало. Самое главное, что нужно твердо усвоить – ребенок должен быть уверен, что вы его любите!
Если ребенок закатал вам истерику в людном месте, необходимо лишить его возможности «выступать перед зрителями». При этом вы должны сохранять спокойствие и объяснить, что крики и истерики не дадут результата.
Если истерика произойдет дома, то нужно сказать ребенку, что вы выслушаете его только тогда, когда он успокоится. И набравшись терпения, выждать, пока наступит этот долгожданный момент.
Намного сложнее, когда упрямство и капризы случаются в общественных местах. Дело в том, что дети – великие манипуляторы и тонко чувствуют, что на публике им все дозволено. Все что от вас зависит – это лишить ребенка зрителей, забрав его в безлюдное место.
Очень важно, чтобы при общении с ребенком меньше звучал отказ с его стороны. (мне показалось это немного задублированной инфой, ты подумай, что лучше)
Старайтесь, чтобы ребенок во всем с вами соглашался. Не корректно построенное предложение может на подсознательном уровне прозвучать как приказ, что вызовет у малыша синдром противоречия. Почувствуйте разницу на примере: «Пойдем одеваться, мы идем гулять» и «Куда ты хочешь, чтобы мы пошли в парк или во двор?». Создавайте иллюзию выбора и тогда в ребенке вы сможете воспитать личность.
Сколько длится кризис трех лет?
Кризис 3 лет не имеет четких границ, восстание против авторитарного семейного уклада может начаться в 2,5 или 3 года. Течение этого времени и продолжительность обусловлены воспитанием, теми усилиями, которые прикладывают родители для преодоления трудного возраста. Может понадобиться около года, чтобы малыш снова стал привычным ребенком, в большинстве случаев ситуация становится стабильной к 4 годам.
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: что делать, если ребенок 3-х лет постоянно истерит – рекомендации психологов и Евгения Комаровского
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: календарь возрастных кризисов ребенка
Кризис 3 лет: что это такое
Строго говоря, понятие «кризис трёх лет» является условным, поскольку у разных детей он наступает в различное время – от второго полугодия трёхлетнего возраста до первого полугодия четырёхлетнего. Интенсивность и выраженность кризиса также отличается у разных детей. Как правило, данный возрастной кризис длится недолго и заканчивается через несколько месяцев после появления.
Сущностью кризиса трёх лет у ребёнка является появившееся ощущение того, что некоторые вещи он может делать самостоятельно, без помощи взрослых. Несмотря на то, что в период от одного до трёх лет ребёнок в какой-то степени самостоятельный, ему всё равно требуется помощь и поддержка родителей, которые всё показывают, рассказывают, объясняют, что можно делать и что нельзя. Сознание малыша находится как бы в скорлупе, оно защищено от каких-либо неожиданностей, сложных и непонятных вещей. Но вот настаёт момент, когда эта скорлупа трескается; определённые вещи он может уже осознавать самостоятельно, к тому же он встречается со многими новыми предметами и явлениями. По замечанию Эрика Эриксона, американского психолога, в этот период у ребёнка формируются независимость и волевые качества. Однако компетенции малыша ещё очень не хватает для того, чтобы реализовать своё стремление к самостоятельности; вследствие этого появляется противоречие между тем, что ребёнок хочет, и тем, что он может.
Как помочь ребенку пережить это время?
- Чтобы исключить возникновение кризиса трех лет, не применяйте авторитарный стиль воспитания, излишняя опека приведет к тому, что в итоге вы вырастите комнатного ребенка, это создаст массу проблем в дальнейшей жизни. Излишняя опека никогда не приносила пользы.
- Родителям следует придерживаться одной системы воспитания, об этом следует заранее договориться, обсудив детали и выяснив спорные моменты, решите вопросы с бабушками и дедушками – они часто балуют внуков, не слушая вас.
- Ведите себя спокойно, не поддаваясь на провокации маленького тирана, он должен понять, что истериками и слезами не выведет вас из равновесия, исключите манипуляции, покажите, что добиться исполнения желания криками не удастся.
- Не спорьте с ребенком, пытаясь навязать ему свою точку зрения, в 3 года малыш уже может сам принимать решения, если раньше вы отгораживали его от многих вещей, то теперь пришло время познавать мир без запретов – пусть он почувствует себя независимым.
- Командовать малышом тоже не следует, от этого нервное напряжение усилится, а отношение – испортится, лучше проявите сдержанность, пусть чадо думает, что решение он принимает самостоятельно.
- Не стоит заставлять насильно принимать пищу, при проявлении признаков кризиса трех лет позвольте ребенку самому выбирать продолжительность трапезы, покушал – может идти, возможно, он просто не голоден, а вы навязываете свою позицию, в норме малыш сам знает, сколько еды ему нужно.
- Ребенок трех лет нуждается в самостоятельности: если хочет, может подмести пол, вымыть посуду, полить цветы или даже поучаствовать в стирке – небольшие домашние дела сформируют любовь к трудолюбию, даже если получается не очень хорошо, похвалите его.
ИНТЕРЕСНО: почему ребенок в 3 года дерется со сверстниками?
- Справиться с трудностями помогут наставления психолога, если хотите избежать конфликтов, ведите себя соответствующе: спрашивайте разрешения чада во всем, что касается его персоны, идет на прогулку – узнайте, какую одежду он наденет, готовите обед – спросите, что он хочет.
- Будьте разумными – уступайте в мелочах, например, если сегодня малыш хочет съесть второе блюдо перед супом, ничего страшного не произойдет, в желании взять во двор именно эти игрушки тоже нет ничего страшного.
- Идите на компромиссы – пусть малыш сам выберет оптимальное для него решение, родителям не нужно ставить ультиматумов.
- Изучайте психологические особенности вашего ребенка, детский организм индивидуален, обращайте внимание на слабости чада, стройте воспитание не на наказаниях, а на позитивных поощрениях.
- Если ребенок не справляется, не нужно все делать за него, лучше просто предложите помочь. Если вы столкнетесь с агрессией, не стоит настаивать, пусть малыш все делает так, как выходит, переделать вы можете уже без него.
- Проявление тепла и ласки – верный путь к преодолению кризисных явлений, нужно заботиться о малыше, чаще его обнимать и хвалить, это сформирует уверенность в себе у подрастающего проказника, позволит чувствовать себя любимым в семье. Особенно в таких жестах нуждаются дети, вынужденные делить любовь со своими братьями и сестрами.
- Если самостоятельно справится с ситуацией не получается, а напряженная обстановка в семье возрастает, лучше обратиться к помощи профессионального детского психолога.
ИНТЕРЕСНО: что делать, если ребенок врет?
Советы
- Когда ребенок становится непослушным, держите себя в руках, будьте спокойны, несмотря ни на что. Помните о том, что нередко карапуз подобными действиями проверяет родителей на прочность, выискивает слабые места, на которые можно будет надавить в будущем. Недопустимо кричать на ребенка, срываться на нем, и уж точно прибегать к физическим наказаниям. Подобные действия могут не только усугубить и увеличить длительность кризисного периода, но и серьезно навредить психике маленького человечка.
- Выстраивайте границы, но только разумные. Недопустимо, чтоб малыш слышал только одни запреты, но и, ни в коем случае, нельзя прибегать к вседозволенности. Ваша задача выбрать золотую середину. Например, запрет может накладываться на выход на улицу зимой без шапки, игру на дороге.
- Позволяйте малышу делать выбор. У вас всегда должно быть хотя бы два варианта, которые вы сможете предложить ребенку. Малыш ощутит, что сам принимает решение. Например, можно спросить ребенка, он сегодня оденет зеленую или синюю футболку. Выбор цвета не имеет особого значения для вас, а малышу кажется, что он решает сам.
- Не препятствуйте детской самостоятельности, наоборот, поощряйте ее. Даже если ребенок пару раз упадет и набьет шишку, он должен получить свой опыт. Видите, что малыш начал рисовать на обоях, не кричите на него, прицепите на стену ватман, дайте ему фломастер, пусть рисует.
- Чтобы не допустить возникновения истерики, вам надо научиться договариваться с крохой. Например, если предстоит поход в магазин, и вы знаете, как ребенок реагирует при виде игрушек, заранее договоритесь с ним о том, что не сможете купить дорогую. Предложите крохе остановить свой выбор на чем-то менее финансово затратном. При этом обязательно объясните ситуацию, скажите, что у вас недостаточно денег для покупки такой дорогой игрушки.
- Если замечаете, что нервы ребенка на пределе, он сильно гневается, переведите его внимание на игру. Например, если девочка отказывается от еды можно посадить рядом с ней куклу, которую она будет кормить. Ваша задача сказать, что кукла не хочет есть в одиночку, начните кормить дочь по очереди с куклой. Удивитесь, но девочка будет кушать.
- В момент аффективной вспышки не пытайтесь что-то объяснять своему карапузу, дождитесь, пока он успокоится. Если истерика началась на глазах других людей в людном месте, не кричите, не пытайтесь привести ребенка в чувства, уйдите подальше от публики и переведите внимание малыша на какое-то событие или вещь. Например, скажите: «а ты помнишь какую собачку мы видели по дороге сюда?» или «ты заметил, сколько птичек сидело на ветке возле нашего дома?».
- Важно, чтоб все взрослые, которые участвуют в воспитании малыша, придерживались одного сценария. Недопустимо, чтоб кто-то все разрешал, а кто-то — запрещал.
- Уступайте малышу в мелочах. Чтобы ваш авторитет не упал в глазах ребенка в важных ситуациях принимайте решения сами. Что касается нейтральных вопросов – отдавайте первенство карапузу.
- Недопустимо навязывать свою помощь. Пусть ребенок пытается. Если сам попросит, тогда помогайте, но не выполняйте всю работу за него.
- Воспринимайте малыша, как самостоятельную личность. Не нужно относиться к нему, как к слишком маленькому, указывая на это.
- Длительность кризисного периода будет напрямую зависеть от того, как поведут себя взрослые. Недопустимо сравнивать своего малыша с другими, «послушными детками». Так вы будете развивать чувство неполноценности.
Наш кризис трех лет сопровождался и швырянием игрушек и приступами истерики, в том числе и паданьем на пол с требованием, чтобы купили игрушку. К счастью, более опытные члены моей семьи подсказали, как правильно реагировать на поведение сына. Благодаря этому, мы сумели пережить этот период с наименьшими потерями для моей нервной системы и психики ребенка.
Теперь вы знаете, что собой представляют симптомы трехлетнего кризиса у ребенка. Как видите, то, насколько сильными будут проявления данного состояния, зависит от ряда факторов, в том числе, и от того, какая атмосфера в семье, выстроены ли доверительные отношения с карапузом. Не забывайте о том, как необходимо общаться и реагировать на действия малыша в этот период. Помните, что все дети его проходят, если вы сделаете все правильно, то возрастной кризис закончится максимально быстро и легко.
Рекомендации других родителей
- Постоянная ругань приведет к тому, что ребенок в вас разочаруется, психология помогает родителям: не стоит срываться по пустякам, разбитая чашка не станет трагедией, а испачканные штаны всегда можно постирать, негативное же поведение приведет к комплексу вины у подрастающей личности, а это грозит уже более серьезными последствиями во взрослой жизни.
- Игровые приемы помогут превратить рутинные дела в веселое и беззаботное время, проведенное вместе, исключить кризис трех лет будет легче – вы поймете, насколько такая методика воспитания хороша. На помощь вам придут любимые игрушки: кукла хочет кушать только вместе с малышом, мишка не ложится спать один.
- Трудный возраст длится долго из-за того, что вы выбираете неверную тактику поведения: сравнивать успехи своего чада с другими детьми не стоит – может сформироваться чувство неполноценности, к другим детям ребенок начнет относиться негативно. Лучше сравнивать успехи с его собственным примером.
- Характер ребенка окажется безнадежно испорченным, если вы будете постоянно его оскорблять: растяпа – далеко не лучшее определение его умениям, даже если малыш не может что-либо сделать сам. Похвалите стремление, предложите немного помочь, чтобы результат был еще лучше.
Восстановить утраченное семейное равновесие самостоятельно бывает не по силам, трудный возраст у детей становится жестким испытанием на прочность. Если вы не можете решить возникших проблем, стесняться психологической помощи не стоит: квалифицированный специалист поможет консультацией и делом, направит вас в нужное русло, позволив вырастить счастливого и полноценного члена общества.
Новообразования кризиса
Психологи утверждают, что за каждым негативным симптомом, скрыто положительное содержание. И действительно, положительными личностными приобретениями можно считать становление нового уровня самосознания, стремление к самостоятельности, развитие волевых качеств, познавательной активности, установление новых взаимоотношений с окружающими.
Главное новообразование кризиса – появление «системы Я».
У ребёнка появляется позиция «Я сам!», чувства «Я хочу», «Я могу», «Я должен». В этот период многие дети начинают использовать в речи местоимение «я». До этого ребёнок говорил о себе в третьем лице («Тёма играет», «Тёма идёт»).
Появление «системы Я» стимулирует возникновение стремления быть хорошим. Ребёнок хочет действовать так, как сам захочет, но в то же время он стремится соответствовать требованиям значимых взрослых. Это ведёт к развитию воли, чувства ответственности. В этот период велика значимость положительной оценки родителями личных достижений, успехов детей. Нельзя проявлять безразличие или считать пустяком даже самые маленькие достижения ребёнка. Это в глазах взрослого человека приобретение умения надеть шапку, построить башню из конструктора является мелочью. Для малыша это важнейшее событие – он это сделал САМ! Похвалить ребёнка, подчеркнуть его самостоятельность – значит вселить уверенность в своих силах.
Кризис в три года у ребенка. Воспитание ребенка в 3 года. Содержание статьи:Что такое кризис три года у ребенка.Рекомендации родителям по преодолению негативных проявлений кризиса 3-х лет и воспитанию ребенка в 3 года.Тест по оценке поведения ребенка в период «кризиса трех лет».Что такое кризис три года у ребенка. В возрасте примерно от 2 лет 10 мес. до 3 лет 6 мес. у детей часто начинает меняться поведение, причем в худшую сторону. Это признак наступления у ребенка кризиса трех лет. Могут возникать: негативизм, упрямство, своеволие, стремление к деспотическому управлению взрослыми, строптивость. Все это проявления кризиса трех лет. Иногда также возможны невротические реакции: плаксивость, плохой сон, истеричность. Всегда ли проявляется у ребенка кризис в три года? В ярко выраженной форме нет. Если кризисные явления протекают в острой форме, то это сигнал взрослым о необходимости менять свои родительские установки, изменять стиль общения с ребенком, который мешает ему в реализации своих новых возможностей. Все исследователи сходятся в одном — признается роль семьи для благополучного протекания кризиса трех лет у ребенка. В этот период у ребенка начинает развиваться самосознание, меняются отношения с окружающими, развивается речь, появляется местоимение «Я». «хочу/не хочу», «буду/не буду». У детей этого возраста возникает потребность в личных самостоятельных действиях, чувстве уверенности в себе. Это именно психологическая потребность, удовлетворение которой необходимо для дальнейшего развития человека. У ребенка формируется самостоятельность, уверенность в себе или, наоборот, может сформироваться тенденция сомневаться, стыдиться себя, неуверенность. Родителям необходимо поддерживать самостоятельность ребенка 3-х лет. Кризис в три года –
это очень важный этап в формировании того, как человек реагирует на свои успехи и неудачи. В это период дети уже начинают получать удовольствие от своих достижений. Ребенок начинает сравнивать себя с родителями и другими взрослыми, у него появляется желание быть на них похожим. Еще одна особенность кризиса трех лет – у ребенка возникает потребность в достижениях, причем становится важна оценка значимых для него взрослых. С другой стороны, ребенок в может противопоставлять себя окружающим его взрослым. Он может делать все наоборот, причем даже тогда, когда это противоречит его интересам. Например, голодный ребенок может отказываться есть из-за того, что не хочет менять свое первоначальное решение. Воспитание ребенка в 3 года ставит перед родителями новые сложности. В этом возрасте мышление и умение управлять своими эмоциями(самоконтроль) не сформированы. Более того у ребенка в этом возрасте присутствует повышенная чувствительность, ранимость. Например, если он «зашелся в истерике», то он совершенно не может себя контролировать, в этот момент он себя не осознает. Мышление детей в 3 года эгоцентрично, в центре мира находятся они сами и еще неспособны взглянуть на ситуацию с другой точки зрения, контролировать свои импульсы, анализировать. Все это приводит к изменениям поведения ребенка, к которым родители иногда не очень подготовлены, из-за чего возникают проблемы в их взаимоотношениях. Причем насколько легко или трудно протекает кризис, во многом зависит от стиля общения взрослых с ребенком. Можно сказать, что для родителей кризис трех лет у ребенка – это и их кризисный период. Прежние методы воспитания и взаимодействия с ребенком работают плохо, родителям приходится искать новые.
Практика и исследования показывают, что если родители бросаются в крайности в запретах, или, наоборот, в попустительство, то это не приводит к хорошим результатам в протекании кризиса трех лет и в дальнейшем.
До наступления кризиса трех лет ребенок, как правило, подчинялся взрослым и пытался им подражать. И вдруг у ребенка возникает негативизм, он перестает беспрекословно выполнять требования взрослых, как будто специально провоцирует конфликты. Часто родители и другие близкие ребенку взрослые приписывают это плохому характеру, желанию специально досадить. Но это не так. На самом деле, проявление негативизма в этом возрасте отражает возросшую потребность в самостоятельности ребенка. Но выразить ее он может только доступными ему средствами, да и в силу несформированности мышления ребенок эту потребность ощущает на эмоциональном уровне, логически он ее не осознает. Случается, что в период кризиса трех лет у детей возникает хвастовство или наивные формы детской лжи. Как правило, это показатель недостаточности ощущения ребенка в своей успешности, признания его ценности для значимых взрослых, в первую очередь родителей. В период кризиса трех у детей возникает воображение. Оно проявляется в виде способности представлять себе желаемый результат своей деятельности. Ребенок начинает учиться мысленно выбирать средства достижения нужного ему результата. Также ребенок может играть с воображаемым партнером, сочинять истории. Но если ребенок ощущает себя неуспешным, то он может выдумывать свой успех, хвастаться несуществующими достижениями. Еще одна встречающаяся причина обострения кризиса трех лет – это завышенные требования взрослых к ребенку. От него ожидают и требуют того, что ему еще не под силу, сравнивают с другими детьми, например, теми, кто уже научился читать в три года. Но непосильные требования создают для ребенка стрессовую ситуацию, приводят к его невротизации. Особенно все это обостряется, когда ребенок играет роль средства удовлетворения самолюбия родителей, его не способность выполнять их требования, соответствовать ожиданиям их раздражают. Ребенок все это чувствует и в результате, у него могут проявляться еще сильнее негативизм или невротические реакции, которые могут закрепиться на всю жизнь. Рекомендации родителям по преодолению негативных проявлений кризиса трех лет и воспитанию ребенка в 3 года. 1. Если ребенок проявляет упрямство, то постарайтесь дать ему почувствовать, что вы его понимаете. Не надо его ругать и наказывать за упрямство, но и не идите на поводу по каждому поводу. Объясняйте свое требование простыми, понятными для ребенка словами. Если ребенок упрямится по пустяковому поводу, то оставьте его в покое. 2. Поощряйте самостоятельные достижения ребенка, показывайте ему свое одобрение. Кризис три года – это период, когда закладываются основы самостоятельности. Не вмешивайтесь, если ребенок пытается сделать что-то самостоятельно, не бросайтесь сразу к нему на помощь. 3. В случае истерики не пытайтесь что-то объяснять, он все равно не воспримет. Тем более, нельзя наказывать, это еще больше его взбудоражит. Постарайтесь отвлечь, заинтересовать чем-то другим или просто пожалеть, посочувствовать. А если это происходит в общественном месте, то можно просто его взять за руку и увести или даже отнести на руках, при этом успокаивая. Но обратите внимание на следующее – не надо, чтобы истерика стала для ребенка постоянным способом достижения желаемого. Но если повод для истерики малозначимый можно и уступить. Например, ребенок хочет одеть не ту шапку, которую вы ему предлагаете. 4. Жизнь невозможна без правил и ограничений. Но они должны быть разумными. Для ребенка должны быть запреты, установите их и уже здесь твердо стойте на своем. Их не должно быть много, но они должны выполняться. 5. Постарайтесь стать более гибкими, научитесь отвлекать ребенка, используя игру для сглаживания неприятных ситуаций. В этом возрасте дети с удовольствием осваивают ролевую совместную игру, используйте это, обыгрывайте разные ситуации. 6. Расширьте права и обязанности ребенка. Старайтесь использовать любую возможность, чтобы он мог проявить самостоятельность, поощряете ее, хвалите ребенка за то, что он сам что-то сделал. 7. Постарайтесь заранее предотвращать негативные проявления кризиса трех лет в ситуациях, когда необходимо хорошее поведение ребенка. Отвлекайте, играйте, придумывайте, помогайте ему контролировать себя. 8. Относитесь уважительно к занятиям ребенка. Для него они очень важны. Ободряйте и поддерживайте, радуйтесь его успехам. Помните, что в этом возрасте дети особенно чувствительны к тому, как значимые взрослые относятся к результатам их деятельности. Создавайте такие ситуации, когда ребенок сможет испытать чувство успеха. Главное: показывайте ребенку, что вы его любите, даже когда он ведет себя неправильно, капризничает, упрямица и т.д. Нельзя наказывать лишением любви. Это приводит к невротизации, к возникновению низкой самооценки, боязни неудач. Тест по оценке поведения ребенка в период «кризиса трех лет». (Источник: Макарычева Н.В. Проблемы раннего детства: Диагностика, педагогическая поддержка, профилактика: В помощь занимающимся воспитанием детей 2-3 года) Выберите один ответ по каждому вопросу и подсчитайте количество баллов. Ответ «А» — 10, «Б» — 5, «В» — 1 1) Ребенок упрямится, не слушается, строптив. Как Вы с ним взаимодействуете? А. Стараюсь хвалить его за самостоятельность, проявление инициативы, хорошее поведение. Замечания делаю спокойно, объясняю, что и почему он сделал неправильно. Б. Стараюсь добиться послушания любой ценой, если не слушается, то наказываю. В. Стараюсь быть доброй, отзывчивой, как прежде. Главное — уступать ребенку. 2) Как Вы поступаете при истерике ребенка? А. Реагирую спокойно, но сразу своего решения не меняю, не беру ребенка на руки, не оставляю одного. Б. Стараюсь успокоить, взять на руки. В. Ради эмоционального благополучия ребенка уступаю ему. 3) Когда ребенок просит мороженое или конфеты, как Вы поступаете? А. Перед едой никогда не даю. Б. Иногда даю. В. Почти всегда даю. 4) Ребенок разбросал вещи или игрушки. Что Вы будете делать? А. Предложу ему вместе со мной все собрать, навести порядок. Б. Потребую немедленно все собрать. В. Сам (а) все уберу. 5) Как Вы отреагируете, если ребенок Вам грубит? А. Покажу свое недовольство, обиду. Скажу, что с грубияном общаться мне не нравится. Б. Накажу, например, поставлю в угол или не разрешу играть. В. Не стану на этом заострять внимание и попробую перевести все в шутку. 6) Ребенок отказывается идти спать, капризничает. Что Вы будете делать? А. Не буду злиться, постараюсь переключить его на спокойную игру. Потом почитаю ему книгу или расскажу сказку до первых признаков усталости. Впоследствии перед сном буду стараться сделать так, чтобы он эмоционально не перевозбуждался, не шумел, не бегал, громко не смеялся. Б. Все равно положу спать. Главное, чтобы ребенок соблюдал режим. В. Буду разными способами его уговаривать лечь спать; например, пообещаю завтра что-нибудь купить. 7) Ребенок сам пытается застегнуть пуговицы, но у него ничего не получается. Взрослый предлагает свою помощь, но ребенок ее не принимает. Как бы Вы поступили в этом случае? А. Постараюсь чем-либо отвлечь ребенка и незаметно оказать ему помощь. Б. Не буду обращать внимание на капризы, застегну пуговицы. В. Попробую его успокоить, а потом застегнуть ему пуговицы. Как Вы считаете, должны ли взрослые обучать ребенка ролевой игре? А. Да, необходимо показывать на личном примере некоторые игровые действия. Например, как качать куклу, укладывать ее спать, кормить, поскольку ребенку еще самому трудно создать игровой сюжет. Б. Необходимо чаще напоминать ребенку о том, чтобы он поиграл во что-нибудь. В. Он сам научится, были бы игрушки. 9) Необходимо ли держать ребенка за руку при переходе дороги, если он настаивает на самостоятельности действий? А. Обязательно. Это не тот случай, когда ребенку можно разрешить проявлять самостоятельность. Б. Смотря в какой ситуации. В. Нет. Можно не держать за руку, а просто контролировать — пусть учится. 10) Необходимо ли пояснять ребенку, почему Вы не можете поступить иначе в конкретной ситуации, например, разрешить ему пользоваться ножом? А. Иногда – да. Разговор «по душам» помогает. Б. Нет. Не стоит. В. Можно всегда. 11) Если ребенок в супермаркете хватает все подряд с полок, что Вы будете делать? А. Ребенку сложно сконцентрировать свое внимание, где много ярких раздражителей. Надо отвлечь ребенка, купить ему то, что он любит, дать подержать что-либо в руках. Б. Надо строго предупредить, что если он будет плохо себя вести, то Вы больше его не возьмете с собой; если хорошо будет вести себя — купите ему лакомство. В. Больше разговаривать с ребенком. Например, побеседовать о том, что собираюсь купить. 12) Как лучше поступить, когда ребенок капризничает, настаивая на чем-либо? А. Надо переключить его внимание, отвлечь. Например, громко постучать и тихо спросить: « Кто там пришел? Пойдем, посмотрим». Б. Лучше сказать ребенку, что Вы не можете сделать то, о чем он просит, употребляя слова «нельзя так, не надо» и т.д. В. Главное проявлять терпение — покапризничает и перестанет. 13) Вам необходимо с ребенком пойти на прогулку, но в последние дни он отрицательно реагирует на все Ваши предложения. Как лучше поступить? А. Использовать «ход от противного»: сказать, что Вы идете на прогулку, но его взять с собой не можете – он должен остаться дома. Б. Ничего не объяснять, одеть и вывести на улицу. В. Пояснить ребенку, то мама (папа) очень просит его пойти на прогулку; спросить, почему он не хочет идти. Подсчет баллов: От 130 до 110: Вы грамотно оцениваете период «кризиса трех лет» и поступаете в зависимости от ситуации. Стараетесь не ущемлять чувство достоинства ребенка, поддерживаете его потребность в самостоятельности. Вы действуете правильно и можете надеяться на положительный результат. От 109 до 40: Вы не всегда правильно оцениваете ситуацию, допускаете ошибки во взаимодействии с ребенком. Можете быть слишком строги или, наоборот, идете на поводу у ребенка. От 39 до 13: Для Вас главное чувства. Но нужно руководствоваться и рациональными соображениями, разумом. Если все время идти на компромиссы с ребенком, то это плохая услуга ему. Возможно, что через некоторое время Вы получите избалованного и капризного ребенка, которому трудно находиться в любых границах. Источники.
- Василенко В.Е. Проявления кризиса трех лет в связи с особенностями родительского отношения к ребенку (кросскультурный аспект) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2013. № 3. С. 42—51.
- Головей Л.А., Савенышева С.С., Василенко В.Е. Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды детства // Психологический журнал. 2020. Т. 36, № 2. С. 32—43. 6.
- Головей Л.А., Василенко В.Е., Савенышева С.С. Структура семьи и семейное воспитание как факторы развития личности дошкольника // Социальная психология и общество. 2020. Т. 7. № 2. С. 5—18.
- Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2020. Т. 7. № 3. C. 1—11
- Emanuel L. Understanding your three-year-old. London and Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers, 2013. 95 p.
- УЛАНОВА Ю.Ю., ВАСИЛЕНКО В.Е. Проявления кризиса трех лет в связи с особенностями детско-родительского взаимодействия Социальная психология и общество 2020. Т. 7. № 4. С. 68—82
Как вести себя родителям в период кризиса ребенка 3-х лет
Главным действующим лицом в жизни любого ребенка является мама. И именно от нее, в большей мере зависит дальнейшее поведение и развитие ребенка. На нее возлагается большая ответственность. Мамам нужно понимать, что у ребенка, достигшего возраста 3-х лет, происходит очень важный переход на совершенно новую ступень детства. Заметив изменение в поведении ребенка в худшую сторону, нужно проявить гибкость в воспитании и позволить ребенку стать на эту самую ступеньку самостоятельности.
Ребенок пытается найти слабые черты характера в родителях, чтобы с их помощью отстоять свою независимость. И он, не уставая, будет пробовать и испытывать их терпение, чтобы добиться своей независимости. И совсем не важно, кто перед ним стоит – мама или папа, бабушка или дедушка.
Ребенок всячески будет пытаться найти слабые места в вашем характере, чтобы в будущем воздействовать на вас и отстоять свою независимость. Поэтому то, что ему запрещено он будет по несколько раз в день проверять, так ли это, чтобы узнать точно ли это запрещено или все же можно? И если мама запрещает что-то, а бабушка разрешает, то ребенок будет стараться получить желаемое от того члена семьи, который разрешает ему это. С одной стороны — это проявление хитрость, а с другой стороны – проявление смекалки и злиться на ребенка за это не стоит. Не забывайте и то, что детский «эгоизм» весьма наивен. Ребенок не понимает, почему в данный момент нельзя то, чего он хочет, в этот момент именно родители меняют систему «нельзя-можно» и в данном случае необходимо правильно объяснить это ребенку.
Главное проявить любовь к ребенку, которая поможет в мерах воспитания. И поощрять, и наказывать ребенка нужно с любовью. Малыш должен чувствовать, что его поругали не потому, что он такой плохой, а за какое-то конкретное действие. Маме следует научиться совмещать строгость и ласку. Любой запрет должен быть обоснован, чтобы малыш понимал, что это не ваша прихоть и не приказ. И даже если ребенок сказал вам: «Нет», не стоит негативно реагировать в данном случае. Не забывайте, что вы с недавного времени ребенку многое запрещаете, а он лишь копирует поведение родителей. Поэтому, когда желания ребенка слишком завышены и воплотить их в реальность невозможно, то выход можно найти в ролевой игре.
Пример ролевой игры. Ребенок отказывается кушать обед, хотя мама знает, что он голодный. Не стоит настаивать и упрашивать его. Вместо этого, к сервированному столу нужно пригласить одну из его игрушек и попросить малыша покормить его. Почувствовав себя в роли взрослого, ребенок садится рядом и принимается кормить свою игрушку. Мама, в свою очередь, предлагает попробовать обед, чтобы он не оказался слишком горячим для куклы. И таким образом, незаметно для малыша, съедается вся порция обеда.
Ребенку в этом возрасте будет очень лестно, если ему подарят взрослый подарок, к примеру, шариковую ручку, или попросят его к телефону и т.д.
Вашему малышу пойдет на пользу, если вы с ним будете советоваться. От этого он почувствует себя нужным, а самое главное равным с вами.
Положительные моменты трехлетнего возраста
Стоит отметить, что в трехлетнем периоде есть и свои преимущества: во-первых, малыш стремится к самостоятельности, во-вторых, у крохи формируется новый уровень самопознания, волевые качества, в-третьих, значительно повышается активность ребенка. Также стоит отметить, что малыш трех лет устанавливает более глубокие отношения во время общения.